Овинник, овинный батюшка, хозяин овинный
Дух, живущий и охраняющий овин, его хозяин. Овин представлял собой хозяйственную постройку со специальной печью, заглубленной в землю, и предназначался для сушки хлеба в снопах. Осторожное и суеверное отношение к нему славян восходит к древним временам, когда для их предков овин служил местом поклонения огню. С овинным же хозяином обращались всегда с большим почтением и осмотрительностью, поскольку он был связан с местом, где обрабатывали урожай, от которого зависел достаток семьи, ее благополучие. Деревянные овины часто горели, и это приписывалось гневу или проказам овинника.
Описания его внешности весьма расплывчаты. На Вологодчине он представлялся человеком обычного вида и роста со всклокоченными дымчатыми волосами. Во Владимирской области он темен, мохнат, оборачивается медведем. В Калужской принимает облик черной или белой собаки. Мог показываться и членом семьи, которой принадлежал овин.
Овинник проявлял себя по-разному. В одних случаях это был добрый помощник, радеющий за хозяйство. В других - обидчивый и мстительный дух, которому если не угодить, то можно горько поплатиться за это. Крестьяне старались не сердить овинника, соблюдая определенные его правила. Например, овины не топили раньше установленного времени - начала октября, и при этом обязательно испрашивали разрешения у "хозяина": "Царь овинный, подсоби сушить". Нельзя было также разводить огонь ни на Воздвижение, ни на Покров. Это были дни, когда праздновались именины овинного хозяина. Его угощали пирогами, кашей, а в некоторых областях кропили петушиной кровью углы овина. "Овинушко под Покров день отдыхает: огня не раскладывай",- говорили в Калужской области. Другими именинами овинника считалось время окончания работ в овине. Туда приносили хлеб-соль, кланялись и благодарили: "Спасибо, батюшка овинник! Послужил ты нынешней осенью верой и правдой!"
По крестьянским поверьям, овин считался местом почитания усопших прародителей, покровительствовавших домохозяевам. Многие русские обряды указывали и на то, что образ овинника здесь тесно переплетался с образом предка-защитника (к нему обращались "батюшка"). Если младенец не в меру плакал, его приносили к овину, умывали росой и клали немного овинной соломы к нему в изголовье, после чего малыш становился гораздо спокойнее. Во многих рассказах овинный хозяин выступает спасителем людей от пришлой нечисти: мертвеца или банника.
Овинник, как и домовой, знает и предсказывает будущее, хотя появление его самого служит недобрым знаком. На Святках он предвещал девушкам их судьбу. "Девка кладет ночью руку в овинное окно: коли никто не тронет, в девках сидеть; голой рукой погладит - за бедным быть; мохнатой - за богатым"
<<<
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22