Славянские суеверия



Мир магии
Эзотерический клуб

Полудница, полуденница

Дух полдня, обитающий в засеянных хлебом полях. Полудница является в образе страшной или, наоборот, очень красивой девушки, одетой во все белое. Появляется она обычно в самый полдень во время созревания хлебов. Тех кто работает в это время, полудница берет за голову и вертит, пока у них не заболит шея. Она также может заманивать лакомствами детей в рожь, где они долго потом блуждают.

Она и хозяйка, и дух поля, и воплощение полуденного расцвета земли, ее силы и плодородия. В Архангельской области ее называли "хранительницей поля с рожью": "Полудница есть та же Ржица". Рассказывали, что в самый полдень она ходит по деревням, "скашивая стоящих". "Как увидишь, что полдень, ложись". Это нашло отражение в обычае крестьян отдыхать в середине дня - времени наибольшей активности солнца, когда всевозможные дневные духи и сущности обретали наибольшую силу. Образ полудницы двояк: "добрая - закрывает в полдень громадной сковородой хлеб и травы, а злая - оборачивает сковороду другой стороной и прижигает молоко хлебных зерен и цвет трав".

Дни, в которые полудницы считались наиболее сильными и опасными, приходились на самую середину года: с 6 по 19 июля. В это время не жали после полудня, не купались, не стирали. От них прятались, плотно закрывая двери и ставни. Оплошавших полудницы могли изловить, защекотать до смерти. Ими пугали детей: "Полудница там в горохе сидит".

Покойники, покойные

В поверьях это продолжающие жить умершие люди. В русском фольклоре они, пожалуй, представляют собой самый распространенный сюжет поговорок, притч, сказов и быличек. Желание человека заглянуть наперед, понять, что ждет его после смерти, нашло отражение в бесчисленных повествованиях о покойниках, в целом сложившемся ряде примет и поверий.

Для крестьянина смерть, если она не приключилась от несчастного случая,- вещь естественная и неизбежная, гораздо большее значение он придавал соблюдению ритуала похорон. В понимании многих крестьян покойники лишь меняют свое место жительства, переселяясь на погост, но продолжают существовать в этом же мире и даже вступать в отношения с живыми людьми. Так, например, жители новгородской земли клали деньги покойникам в гроб для откупа места; костромичи наделяли умершего сменой белья, могли положить рабочий инструмент, яблоки, баранки. Отсюда же пошла традиция приносить в поминальные дни на могилы близких разные угощения, приглашать их в гости. Оставшаяся после смерти человека душа, в народном представлении, полностью схожа со своим хозяином. "Во всем одеянии идет душа, как человек живой. В которой одежде душа умирает, в той и домой является после Сорокоуста" (из смоленских поверий).

Считалось, что покойники выходят из могил с наступлением сумерек до первых петухов. В это время они могут посещать своих родственников; так же, как и живые, отмечать различные праздники, служить в церквах службы, т. е. вести образ жизни, установленный в их земную бытность. Все эти суеверные народные представления о загробной жизни не очень соответствовали каноническим христианским суждениям, но вполне с ними уживались. Причем представление о рае в поверьях весьма расплывчато, но зато с адом все было определенно - "бесконечные пещеры, наполненные бесами" и расположенные глубоко под землей, где терпят вечные муки заслужившие это грешники.

Далее

<<< - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22