В понимании крестьян покойники были все-таки не расположены к живым, и их надо было опасаться, даже если умирал близкий человек. Вместе с умершим в дом проникает и смерть. Чтобы отвратить и нейтрализовать губительное влияние ее, выполнялся ряд правил и обрядов: доски для гроба строгали от себя, чтобы не навести беду; одежду для покойника шили с изнанки, не оставляя узелков, иначе, считалось, он может вернуться за кем-нибудь из семьи; с той же целью завешивали зеркала в доме, т. к. в них остается тень покойного; почившего выносили из дома обязательно ногами вперед, чтоб не вернулся; и многое другое.
По общераспространенным представлениям, сорок дней после кончины человека считались переходными, обусловливающими его посмертное пребывание. В эти дни душа покойника находится еще на земле, и он может приходить в свой родной дом, показываться близким. После сорока дней умерший должен, по христианским представлениям, отправиться, сообразно заслугам, в рай или ад. В народных же поверьях наряду с этой точкой зрения существует и вера в то, что покойники продолжают посещать родных, особенно их притягивают незавершенные дела, невыясненные отношения, долгая скорбь родственников. Они как бы продолжают участвовать в жизни семьи. Скорее всего, корни этого явления уходят в языческую старину, когда люди верили, что души предков остаются жить с родом, помогают ему и защищают его. В народе существовало трепетное отношение к срокам и дням поминовения: полгода, год, три, шесть лет и т. д., а также к "родительским дням". "Умерших поминали, окликая, приносили им пищу (яйца, мед, брагу), чтобы умилостивленные предки способствовали хорошему урожаю, благополучию семьи" (из забайкальских поверий).
Особую категорию покойников составляли люди, умершие неестественной смертью, а также колдуны и ведьмы. Они были наиболее беспокойны и опасны. Те, кто продался нечистым, умирали обычно в страшных мучениях, а после смерти продолжали тревожить и губить людей. "Душа ведьмы или колдуна, по народным поверьям, тоже живет в своем гробе, а посему тела колдунов и ведьм не гниют, а только принимают ужасную форму. Они делаются горбатыми, синими, покрываются чешуей. Глаза вырастают с коровьи, волосы седеют, а на ногах и руках отрастают длинные острые когти. Днем ведьмы и колдуны спят, а ночью выходят из могил, пугают путников, проникают даже в дома". Хоронили таких покойников с особыми мерами предосторожности: вбивали осиновый кол, подрезали сухожилия на ногах и т.п.
Другим видом покойников были те, кто скоропостижно скончался. Многие из этих смертей считались благими, а люди, с которыми случалась подобная смерть, оказывались в раю. "Царствие Божие" ждало тех, кого убило грозой, женщин, умерших в родах, невинно загубленных. На их могилах, по бытующим представлениям, сами собой вырастали цветы и деревья. Поминали таких покойников обычно в Семик - четверг перед Троицей.
Жизнь и смерть неразделимы, они всегда идут вместе рука об руку. Осмысление этого и породило в повествованиях и обрядах славянских народов образы "живых" покойников. Они являются частью окружающего человека мира, отражением его понимания действительности, повседневного быта, выражают его представление о загробном существовании.
Далее
<<<
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22