Середа
Как и Параскева Пятница, Середа почиталась особым духом, который, если выполнять предписанные этим днем правила и запреты, может помогать и оберегать хозяев. Дух Середы связывался с усопшими родителями и предками вообще. Середа представлялась в образе немолодой женщины, обязательно в кичке - головном уборе замужних женщин, поверх которой было накинуто белое полотенце.
Середа ревностно следила за тем, чтобы в ее день не рукодельничали, и особенно - чтоб не пряли. Иначе можно, как и в случае с Параскевой Пятницей, запорошить ей глаза, исколоть ее веретеном или иголками. За ослушание Середа могла серьезно наказать пряху и даже задушить ее вытканными холстами. За соблюдение же ее правила она могла выполнить загаданные желания, излечить от болезни.
С Середой было связано много примет и обрядов. В среду на четвертой недели Великого поста принято было печь хлебные кресты, в которые клали разные предметы и потом гадали: что кому достанется, то и сбудется. Кто найдет монетку - быть богатому, попадутся зерна - кидать тому при посеве первую горсть, кольцо - быть в этом году замужем или женатым. Считалось, что этот хлеб приносит здоровье, силу; его также давали скоту, чтобы рос справный. В среду на Страстной неделе скотину обливали снеговой водой, для здоровья. Корова, рожденная или купленная в среду ("середёна"),- счастливая.
Почтительное отношение к Середе нашло отражение и в русских пословицах: "Что Бог ни даст, а в середу не прясть!"; "Крепка неделя середою".
Сирин, птица Сирин
Воплощает собой радость, счастье, славу. Это птица-дева из русских преданий, спускающаяся из райской обители, зачаровывающая людей своим пением, услышать которое может только по-настоящему счастливый человек. Увидеть же ее дано немногим, она быстра и неуловима, как и людское счастье. В древнерусских азбуковниках XVII века писано: "Птица, глаголемая сиринес, человекообразна, суща близ святого рая... ея же нарицають райскую птицу сладости ради песен ея".
Свое происхождение птица Сирин ведет от древнегреческих сирен - демонических пернатых с женскими головами. Отличительной особенностью сирен было их сладкого-лосье. Они селились на пустынных островах, заманивали своим пением мореходов и убивали их, высасывая кровь. В более поздние времена образы сирен претерпевают изменение, и о них уже упоминается как о существах, выражающих своим пением вселенскую гармонию.
На Руси издревле знали о сладкоголосой птице Сирин с человеческим лицом, послушав которую "...забывати все житие се и отходити в пустыню по ней и в горах заблуждьшу умирати". В XVII-XVIII веках. Сирин вместе с Алконостом была причислена к числу райских птиц, к этому же времени складывается тот ее традиционный образ, который через русские сказания дошел и до нас. Сирин олицетворяет собой извечную радость, сказочное, неземное счастье. Это великолепно передал А. Блок в строчках, посвященных этой птице:
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
В русском искусстве Сирин и Алконост становятся популярным изобразительным сюжетом. Птица Сирин часто встречается в убранствах православных храмов, это любимая тема русских лубочных картинок. К ним в своем творчестве обращались такие замечательные художники, как И. Я. Билибин, В. М. Васнецов.
<<<
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22