Славянские суеверия



Мир магии
Эзотерический клуб

Змея скарапея, скоропея, скорпея, Прасковея

Скарапея наделена властью над другими змеями и обладает сверхъестественными способностями. Живет она, как и многие сказочные персонажи, на заветном острове Буяне. "На море на Окияне, на острове Буяне, стоит дуб, под тем дубом ракитовый куст, под тем кустом лежит бел камень, на том камне лежит рунцо, под тем рунцом лежит змея скорпея..." - приговаривают в Тульской губернии.

В различных российских областях в заговорах, наговорах, быличках и присказках фигурирует большое количество разнообразных змей, которые различаются по окраске, месту обитания, по своим возможностям навредить или, наоборот, помочь человеку. Старшая и самая главная над ними - змея-скарапея. Обычно она описывалась как змея большого размера, белого цвета и обязательно в короне. Скарапея является не только властительницей змеиного царства, но и мудрой, всеведущей лесной хозяйкой, которой подвластны многие духи, обитающие в ее царстве, она также выступает в роли хранительницы подземных кладов, обладательницей разрыв-травы, которая может сокрушать любые запоры и замки.

Змея всегда выступала как символ мудрости. У многих народов и в славянских поверьях прослеживается та же тема. К примеру, змея-скарапея может наделить человека способностью читать чужие мысли, угадывать, что будет наперед. В преданиях вологодской земли упоминается о том, что если кто съест мясо этой змеи, тот будет понимать язык животных, птиц и даже "разговор огня с огнем и травы с травой". Крестьяне верили также, что она могла исцелить от болезни, нафадить или наказать по справедливости. У нее можно было испросить совета, помощи.

Знахарь, знахарка

Знающие, ведущие, лечащие с помощью колдовских, сверхъестественных сил. К ним шли для избавления от хвори, снятия порчи, сглаза, для того чтобы отыскать пропажу или прилюбить кого. В арсенале знахарей всегда находилось много верных средств для этого: снадобья, травы, амулеты, всевозможные заговоры и, конечно же, излюбленное средство - наговорная вода. Но в то же время, по мнению людей, знахарь не обязательно должен знаться с нечистой силой, "...знахарь, согласно поверью, может ходить во страхе Божием и прибегать к помощи креста и молитвы". Но все-таки грань между ним и колдуном в народном представлении была весьма тонка. Как полагали, он мог нести своим ремеслом и добро, и зло. Злые насылают недуги, порчу, одержимость бесами. Добрый же знахарь, наоборот, выгонит нечистых, исцелит, снимет наговор. Им также приписывалась и способность к ворожбе.

Крестьяне охотно прибегали к помощи знахарей и знахарок даже в начале XX века. По их убеждению, врачи и фельдшера могли лечить не все болезни. Если дело касалось сглаза, порчи, нервных припадков или душевного расстройства, то обращались исключительно к знахарям. Другим немаловажным их достоинством было знание лечебных свойств трав и кореньев: где их искать, как и когда собирать, каким образом готовить из них лекарство. Из записей этих рецептов вышли первые народные травники, которыми пользуются до сих пор.

<<< - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22