Славянские суеверия



Мир магии
Эзотерический клуб

Мокоша, мокуша

Дух в облике женщины, обитающий в доме и на подворье. Название "мокоша" восходит к имени древнеславянской богини Мокоши, которая олицетворяла собой Великое женское начало, Мать Сыру Землю и являлась покровительницей земледелия, женской хозяйственной деятельности, овцеводства и особенно прядильного дела.

Так же, как и Мокошь, мокуша связана с овцами и прядением. Если у какой овцы вылезла шерсть, говорят: "Мокуша остригла". На Вологодчине ее описывают как женщину с большой головой и длинными руками. Она хлопотлива, по ночам, подобно кикиморе, любит прясть. "Иное спят, веретено урчит, говорят, мокуша пряла, ходит она по домам, да по ночам шерсть прядет, да овец стрижет; выходя из дома, она о брусок, о полати-то, веретеном и щелкает, случается, что, когда она недовольна, остригает немного волос и у самой хозяйки". Но, в отличие от кикиморы, мокоша не проказничает, не старается досадить людям, она следит за домашним хозяйством, особенно проявляя заботу об овечках. Любимых животных мокуша метит, выщипывая у них клочки шерсти; таких зверей старались не трогать, чтобы не обидеть ее. Как дух-пряха она почиталась носительницей судеб живущих в доме.

Мороз

Дух зимних холодов, хозяин сурового северного ветра. В русских поверьях Мороз - это высокий старик с белоснежной длинной борой, от дыхания которого все замерзает, а ежели приходит куда, там начинается лютая стужа. Говорят, что когда в холод трещат деревья или стены домов - это Мороз своим кнутом по ним постукивает. В народных приметах отмечалось: там, где зимой стояли сильные морозы, урожаи обильнее и лучше.

По новгородским рассказам, на разных концах земли - северном и южном, живут два старца. Каждый из них дует по очереди, поднимая на земле ветер. Северный холодный ветер с вихрями и метелями замораживает все реки, озера и саму землю, приготовляя дорогу хозяину-Морозу. Идет по ней Мороз, помахивает своим посохом, принося стужу и холод. Так доходит он до владений Южного старца, а тот посылает теплый ветер гнать непрошеного гостя, выпроваживать его в свои земли. Единоборство это повторяется каждый год, сменяя на земле времена года.

Накануне Рождества Морозу делали подношения, старались задобрить его. Для этого брали ложку киселя или кутьи и, высунувшись в оконце, произносили: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть! Мороз, Мороз, не бей наш овес, лен да конопли в землю вколоти!" - трижды повторяли этот призыв, а потом добавляли: "Не идешь? Не иди ж ни на жито, ни на пшеницу, ни на вся-ку пашницу!"

Мороз был и распространенным персонажем русских народных сказок. В одних он может выступать как справедливый судья, воздающий доброй девушке-падчерице и сурово наказывающий жадную и глупую мачехину дочку ("Морозко"). В других испытывает людей на выносливость: легко справляется с барином в теплой шубе, но никак не может одолеть простого мужика, греющегося работой.

<<< - 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22